Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Подписка на новости
Заполнив данную форму, вы даёте согласие на обработку ваших персональных данных

19.05.15 эксперты из США, находящиеся с визитом в Москве, провели для региональных партнеров РООИ «Перспектива» вебинар на тему «Адаптивные виды спорта и физкультуры. Голбол – игра для слабовидящих, незрячих и для детей без инвалидности».

Делегация спортсменов-голболистов, приехавшая в Россию по программе обмена Американской Ассоциации незрячих атлетов, провела мастер-классы в московских школах, поучаствовала в Первом международном турнире РООИ «Перспектива» по голболу, а кроме того, преподаватели Уэнди Фэген и Мэтью Мескол рассказали на вебинаре о своем опыте инклюзивных спортивных занятий для школьников с инвалидностью и без.

Уэни Фэген – преподаватель программы адаптивной физической культуры при факультете физической культуры и здоровья в Университете Слиппери Рок (Пенсильвания, США). «Мы учим наших студентов, что у людей с инвалидностью тоже есть большие возможности, – рассказала она. – В том числе они могут заниматься спортом, например, голболом».

В этом году впервые в голбольную команду Университета Слиппери Рок, помимо незрячих студентов, пригласили ребят без инвалидности. Тренировки шли дважды в неделю, а затем смешанная команда отправилась в Орегон на первый межуниверситетский турнир по голболу, где вместе играли спортсмены с инвалидностью и без.

По словам Уэнди, ее коллеги тоже, как и РООИ «Перспектива», проводят Дни паралимпийского спорта в местных школах, приобщая старшеклассников к разным видам спорта для атлетов с инвалидностью и показывая тем самым, что люди с инвалидностью тоже могут быть ловкими, сильными и очень спортивными. В результате в нескольких обычных школах возникли команды по голболу – ребята без инвалидности тоже захотели тренироваться.

Занимаются этими программами 25 магистрантов Университета, которые по окончании курса станут специалистами в адаптивном спорте и инклюзивных занятиях физической культурой. В ходе курса они узнают, как научить людей с инвалидностью использовать свои возможности, как сделать их более спортивными и даже – как пользоваться самыми разными видами инвалидных колясок.

В свою очередь учителя адаптивной физкультуры, работающие в инклюзивной школе, помогают обычным учителям физкультуры встроить в урок такие занятия, которые были бы одинаково интересны и полезны детям с инвалидностью и без. «Они показывают детям с инвалидностью какое-то упражнение, разучивают его, формируют навык, а затем этот ребенок уже может участвовать в занятии вместе со всеми, – рассказал Мэтью Мескол. – Кроме того, они объясняют, как все остальные дети могут участвовать в занятиях для детей с инвалидностью, могут порекомендовать специальные спортивные снаряды и инвентарь».

Мэтью Мескол – преподаватель адаптивной физкультуры и основ безопасности жизнедеятельности в школе для слабовидящих штата Мэриленд (США). В ходе вебинара он рассказал об основных правилах игры в голбол и главных целях этой игры. «В первую очередь в голболе важна ориентация в пространстве и взаимодействие с площадкой, – объяснил Мэтью. – Нужно, не видя, четко представлять себе линию ворот, сетку… Кроме того, важно уметь правильно бросать мяч и правильно защищать ворота».

Школа Мета входит в Спортивную Лигу Восточного побережья США, куда также включены другие школы для незрячих. Но при этом спортсмены его школы соревнуются и играют в спортивные игры и с ребятами из обычных школ. Основные виды спорта в школе – плавание, голбол, армрестлинг, легкая атлетика. Не так давно его спортсмены участвовали в 10-километровом марафоне с препятствиями и успешно завершили эту шестичасовую гонку. Перед каждым препятствием незрячим атлетам объясняли, что их ждет, и давали ознакомиться с препятствием наощупь. Преодолевали его все вместе, командой, и это чрезвычайно вдохновило всех зрителей, рассказал Мэтью Мескол.

Есть в школе и специальный бассейн для занятий детей, у которых сочетанная инвалидность (не только по зрению, но, например, проблемы опорно-двигательного характера). Бассейн помогает преодолеть боль, расслабиться, а кроме того, в нем можно играть в разные веселые игры.

Легкой атлетикой (бегом) ребята занимаются в парах – незрячий спортсмен бежит с гидом без инвалидности, а иногда и обгоняет его, и это тоже очень весело. Для детей без инвалидности предлагают специальные занятия с искусственно созданными препятствиями: например, нельзя пользоваться руками, или надо обязательно находиться в коляске, или закрыть глаза светонепроницаемой повязкой. «Это ставит всех на один уровень, – объяснил Мэтью Мескол. – Дети без инвалидности могут почувствовать себя на месте своих ровесников с инвалидностью, это помогает лучше понять друг друга».

В ходе вебинара его участники задавали немало вопросов ведущим. Например, могут ли заниматься единоборствами ребята с инвалидностью опорно-двигательного аппарата. Мэтт объяснил, что любой спорт можно модифицировать под конкретного человека, и если не выходить на соревновательный уровень, а заниматься просто для удовольствия, то проблем нет. А вот на улице играть в голбол, скорее всего, не получится: во-первых, в траве сложно нащупать границы поля, а кроме того, колокольчики в мяче можно и не услышать. Но играть в голбол могут и ребята с ДЦП – в лагере, которым руководит Уэнди, такие случаи были. Если нет оборудования, то можно использовать то, что под рукой – вложить колокольчики в обычный футбольный мяч, найти зал с подходящим покрытием – и играть.

Одним из животрепещущих вопросов был – когда начинать заниматься спортом ребенку с инвалидностью? «Как только он начинает двигаться», – ответил американский эксперт. В школах есть программы адаптивной физкультуры для учеников в возрасте от 3 до 7 лет, а в практике Уэнди в лагере был пятилетний спортсмен с инвалидностью. «Незрячему ребенку спорт помогает понять свое тело, научиться ориентироваться в пространстве, дает уверенность в собственных силах», – пояснила Уэнди Фэген.

Заключительный вопрос был от методиста из Москвы – возможно ли преподавать адаптивную физкультуру без медицинского образования и где можно пройти обучение? Ему ответила участница вебинара Анастасия Орехова: «В РГСУ на АФК можно поступить без медицинского образования, всему необходимому там учат. В том числе технологиям, методикам формирования групп по количеству и диагнозам».

Кратко об экспертах и программе вебинара:
см. анонс "Адаптивная физкультура: с чего начать"

Непосредственно в вебинаре 19 мая 2015 участвовало 28 человек из 16 городов России, Казахстана и Абхазии.

Общая аудитория вебинара включила в себя 71 слушателя из 30 городов (23 региона РФ + Абхазия, Азербайджан, Казахстан и Таджикистан):
Абакан (Республика Хакасия), Архангельск, Астана (КАЗАХСТАН), Баку (АЗЕРБАЙДЖАН), Бийск (Алтайский край), Боровичи (Новгородская область), Великий Новгород, Владивосток (Приморский край), Владикавказ (Республика Северная Осетия – Алания), Воронеж, Зеленодольск (Республика Татарстан), Йошкар-Ола (Республика Марий Эл), Киров, Кисловодск (Ставропольский край), Красноярск, Махачкала (Республика Дагестан), Москва, Нижний Новгород, Пенджикент (ТАДЖИКИСТАН), Псков, Пущино (Московская область), Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Ставрополь, Сухум (АБХАЗИЯ), Тольятти (Самарская область), Томск, Улан-Удэ (Республика Бурятия), Фрязино (Московская область), Черногорск (Республика Хакасия).

Видеозапись вебинара 19.05.2015, Часть 1 (22 мин):

Видеозапись вебинара 19.05.2015, Часть 2 (63 мин):

Видеозапись вебинара 19.05.2015, Часть 3 (3 мин):

Все остальные желающие также могут получить бесплатный доступ
к видеозаписи прошедшего вебинара, заполнив регистрационную форму:
вебинар 19.05.2015 – «Адаптивная физкультура: с чего начать»